0
Корзина пуста




Статьи

Подписаться на RSS

Как лучше понять своего ребенка, наблюдая за его игрой?

                Вряд ли существуют где-то в мире абсолютно идеальные родители, понимающие своего ребенка с полуслова и никогда не имеющие с ним разногласий. Большая часть балансирует между «нужно» и «правильно», а остальные впадают в две противоположные крайности: кто-то в каждом вздохе слышит недовольство окружающими и пытается выяснить, что же произошло, а кто-то не обращает внимания на просто-таки вопиющие признаки того, что ребенку нужна помощь. Но уж в том, что практически каждая мама (и подавляющее большинство пап) хочет быть близким другом своему малышу, сомневаться не приходится.

                  В нашей стране еще не тотально прижилась мода на оказание психологической помощи, а уж тем более – если дело касается детей. Психологи в детских садах и школах, к сожалению, присутствуют чаще «для галочки», а реально нуждающиеся в психологической помощи дети ее не получают. Ниже мы предлагаем внимательным и заботливым родителям ознакомиться с основными принципами того, как можно понять своего ребенка, узнать, что у него на душе и на уме, просто наблюдая за его игрой. Внимание! Для точности получения данных желательно проводить наблюдение незаметно и в привычной для ребенка среде, избегая формулировок в стиле: «пойди поиграй, а я на тебя посмотрю».

Поведение ребенка в игре: беспокоиться или не стоит?


Рассмотрим несколько самых распространенных ситуаций, которые чаще всего пугают или, как минимум, настораживают родителей.


1.Ваш ребенок: играя с машинками, постоянно устраивает аварии, столкновения, иногда с явно разрушительной целью. Машинки у него переворачиваются, пассажиры выпадают из салонов, могут терять различные части тела.

О чем это говорит: не спешите хвататься за сердце и считать своего ребенка жестоким и безжалостным. Такое поведение в игре может свидетельствовать как о внутренней агрессии, так и о вполне безобидном (даже похвальном) желании держать всю ситуацию полностью под своим контролем.

Ваши действия: наблюдайте дальше и чаще, пересмотрите свое поведение. Если ребенок уже достаточно взрослый, но вы пытаетесь полностью оградить его от ответственности (яркий пример - складываете школьнику портфель в школу), то, скорее всего, налицо именно недостаток возможности управлять событиями. Если же в других играх наблюдаются проявления агрессии (отрывание голов обычным игрушкам и т.п.), будет лучше показать ребенка специалисту.


2. Ваш ребенок: играя с героями каких-либо мультфильмов или сказок, выстраивает «свой» сюжет, абсолютно непохожий на тот, в котором реально участвовали имеющиеся у него персонажи.

О чем это говорит: опять же, причины может быть две. Чаще всего такое поведение говорит о том, что ребенок просто не понял происходящее на экране или прочитанное в книге с картинками. Да, он прекрасно узнал любимых героев, но на этом все. Вторая, более приятная причина – хорошо развитая фантазия у ребенка. Как правило, такие дети становятся творческими личностями, даже гениями в определенной сфере.

Ваши действия: спросите у ребенка, что происходило с реальными героями, имеющимися в его распоряжении. Ни в коем случае не упрекайте и не поправляйте его, а лучше вообще не говорите, что его игра была замечена! Если он легко пересказывает сюжет сказки или мультфильма – радуйтесь: у вас подрастает талант. Если же он затрудняется назвать что-либо, кроме имен (или и их путает), то целесообразно пересмотреть/перечитать сюжет вместе с ним, периодически останавливаясь и проговаривая увиденное/прочитанное. Внимание! Данный совет имеет смысл только в том случае, если сюжет мультфильма или сказки соответствует возрасту ребенка!


3. Ваш ребенок: вне зависимости от того, с какими персонажами играет (даже если это герои его любимого мультфильма или сказки), дает им имена членов семьи или называет их безлико мама-папа-брат-сестра, а затем играет с ними «в семью».

О чем это говорит: здесь вывод однозначен – ваше чадо что-то не устраивает в семье, в том, что происходит, и он хотел бы это исправить.

Ваши действия: во-первых, наблюдайте за такими играми очень и очень осторожно – ребенок ни в коем случае не должен заметить, что на него смотрят. Далее смотрите на сам сюжет игры: если персонаж-ребенок просит папу почаще с ним гулять, маму – читать перед сном сказку, бабушку – испечь его любимый пирог и т.п., - комментарии излишни, и так понятно, чего в данный момент ему не хватает. Но если появляются элементы страха, попыток спрятаться от того или иного родственника, агрессия одного персонажа в адрес другого – это достаточно весомый повод для посещения детского психолога и более детального изучения проблемы.

             Существует не один десятком намеков и прочих нюансов детской игры, исходя из которых можно составить полный психологический портрет личности ребенка. Если вы сомневаетесь в том, что можете интерпретировать их правильно (а это и правда непросто), - достаточно лишь внимательно наблюдать и все запоминать. При первом же удобном случае расскажите обо всех своих наблюдениях квалифицированному специалисту-практику по работе с детьми, и он обязательно расскажет, что заслуживает вашего внимания и беспокойства, на чем не следует заострять внимание, а что требует профессиональной коррекции. Станьте самым лучшим другом для своих сына или дочери!

Популярные теги / Все теги